Прошло 14 ноября — официальная дата передачи вертолетоносца «Мистраль» Францией России, а корабль так и не был передан. У этого парадокса несколько прочтений. Политический смысл происходящего очевиден. Обнадёживает экономическое содержание проблемы, ведь миром правят не идеалы, а интересы. И самое священное в государствах развитой демократии — деньги, поэтому Россия неизбежно получит все заказанные корабли. Раньше или позже.

А потом придётся вспомнить, что для наших морских границ протяжённостью 40 тысяч километров и тридцати «Мистралей» недостаточно. Надо будет возрождать Военно-морской флот в соответствии со всеми геополитическими потребностями и масштабом страны. Универсальный десантный корабль как идея — уже в России. Металл — дело времени.

Проекция силы и управления

Совсем просто о тактике ВМФ. Корабли выполняют задачу в составе корабельных ударных или противоударных групп (КУГ или КПУГ), в составе соединений и объединений. Надводные корабли действуют во взаимодействии с подводными, судами обеспечения, а также с авиацией, береговыми войсками и разведкой. Для максимальной эффективности своего оружия и безопасности группы кораблей в море идут в ордере, особом порядке построения. Согласованно маневрируют и вступают в бой.

Флот — оружие комплексное. И его оперативные возможности следует оценивать комплексно. Очевидно, десантные корабли «Мистраль» не станут революционным прорывом, и всё же их серьёзный потенциал острее обозначит дефицит надводных ударных кораблей ВМФ России.

«Мистраль» — это «корабль проекции силы и управления», изначально предназначенный для обеспечения широких возможностей военного присутствия в удаленных районах мира. В составе группировок подобные корабли эффективно управляли экспедиционными силами, наносили авиаудары (вертолётные звенья), перебрасывали войска и технику в кризисных географических точках — Ливия, Сенегал, Мали, Ливан. Возможно, поэтому североатлантическим военным аналитикам мерещатся экспедиционные рейды «Мистралей» между Новороссийском и Севастополем.

Некоторые отечественные эксперты считают «Мистрали» будущей основой боевого управления корабельными группировками ВМФ России в Средиземном море и в Индийском океане. Однако эти корабли будут по-своему полезны России и на Севере.

Немного экономической географии. Общая протяженность наших границ — почти 60 тысяч км, а протяжённость морских границ — вдвое больше сухопутных, около 40 тысяч км. Морские границы на севере и востоке страны проходят в 12 морских милях (22,7 км) от берега. В 200 морских милях (около 370 км) от берегов материка и островов располагается граница морской экономической зоны РФ. Северные границы страны проходят по морям Северного Ледовитого океана: Баренцева, Карского, Лаптевых, Восточно-Сибирского и Чукотского. В пределах Северного Ледовитого океана от берегов России до Северного полюса располагается российский сектор Арктики. За исключением нескольких островов архипелага Шпицберген, все острова этого сектора принадлежат России. И все природные богатства, включая нефть и газ.
Битва за Арктику

Россия сегодня жёстко обозначила свои экономические интересы в Арктике. Министерство обороны активно обживает неприветливое побережье и морские просторы Северного Ледовитого океана. Недавно в Североморск вернулся из арктического похода отряд кораблей и судов Северного флота. Вот, и Сергей Шойгу отметил, что большую часть войсковых подразделений РФ разместят по всему Арктическому поясу в 2014 году.

А климат на планете теплеет. Возможно, в скором времени Северный морской путь станет свободным для судоходства круглый год. Это вдохнёт новую жизнь в Русский Север. Если международные судоходные правила не начнут доминировать над российскими в российских же территориальных водах.

Защищать наши интересы в Заполярье придётся не на джонках, обтянутых оленьими шкурами. России понадобятся многочисленные боевые корабли и суда обеспечения — новые соединения и объединения Северного флота. В этом свете «Мистраль» становится моментом истины, указывающим путь развития отечественного кораблестроения и точкой возрождения Российского Флота.
Нельзя перекупить или «пристроить»

Порой складывается впечатление, будто полмира ломает голову, как развернуть «Мистрали» в противоположном от России направлении. Обсуждаются сюрреалистические проекты выкупа кораблей вскладчину для военно-морских сил Италии или Канады, технические возможности переоборудования русской кормы в пользу американской демократии.

Мультимедийный сериал «Россия заслуживает того, чтобы страдать» становится самым популярным на планете. Однако самое святое — деньги. Деньги получены и потрачены. «Простить» или упростить долг по ливийскому сценарию здесь не получится. Для Франции североатлантическая солидарность в фокусе «Мистралей» сопряжена с неприемлемыми репутационными и финансовыми потерями.

Первый корабль серии готов. Более того, кормовая часть «Владивостока» сделана на Балтийском заводе, летом 2012 года спущена на воду и отбуксирована в Сен-Назер, где обе части корпуса состыковали. Таким образом, «Мистраль» стал «совместным предприятием», а не просто символом дружбы и взаимовыгодного сотрудничества России и Франции.

В случае развития негативного сценария с «Мистралями», может не состояться контракт с Индией о закупке во Франции 126 истребителей Rafale на сумму 20 млрд. долларов. В Индии могут задуматься: стоит ли иметь дело с французами?

Все попытки обанкротить русского медведя в русской тайге обречены на провал.
Покупка кораблей за рубежом — общемировая традиция

Прославленный в 1905 году крейсер «Варяг» и менее известный броненосец «Ретвизан» построены для Российской империи в Филадельфии американской судостроительной фирмой «Вильям Крамп и сыновья». Бронепалубные крейсера «Светлана» и «Адмирал Корнилов» — приобретены во Франции, «Аскольд» — в Германии и «Боярин» — в Дании. Первые крейсеры по программе 1898 года заказывали за границей в связи с занятостью отечественных верфей и необходимостью скорейшей постройки кораблей.

Накануне второй мировой войны СССР купил в Германии недостроенный тяжелый крейсер «Лютцов» (позднее — «Петропавловск») и построенный в Италии лидер эсминцев «Ташкент». В 1970-х Советский Союз заказал в Польше 28 больших десантных кораблей проекта 775. А в Финляндии мы приобрели океанские спасательные комплексы типа «Фотий Крылов» (1989), океанографические суда ледового класса и даже атомные ледоколы «Таймыр» и «Вайгач».

И сегодня зарубежные промышленники никогда не откажутся от большого заказа. Поэтому Израиль закупает подводные лодки в Германии, корветы — в США, ракетные катера — во Франции. Австралия приобрела вертолётоносец в Испании. Индия выбирала себе авианосец в колебаниях между российским «Адмиралом Горшковым» и американским «Китти Хоук».

США, обладающие огромными судостроительными возможностями, регулярно приобретают зарубежную технику для военно-морских сил. Так, быстроходный транспорт Командования морских перевозок ролкер-контейнеровоз «Лэнс-капрал Рой Вит» ранее носил имя «Владимир Васляев».

Современный газотурбоход пережил СССР, и продолжал бороздить океанские просторы, пока его не выкупили американцы.

Покупка кораблей за рубежом — общемировая традиция. Со временем происходит слияние черт русской, английской, американской и других кораблестроительных школ. Принципы важны только в вопросах предназначения и эксплуатации боевых кораблей.

Источник: interpolit.ru


Читайте также:

Добавить комментарий