Впервые за многие десятилетия китайская экономика замедляется. Все данные — официальные отчёты, банковские исследование или цены на сырьевые товары — указывают на замедление.

Многие экономисты предсказывали это замедление, но был один эксперт, который первый понял это. Леланд Миллер, президент исследовательского центра China Beige Book, провёл глубокие бизнес-исследования Китая. Он утверждает, что у него самые надёжные и своевременные данные. Каждый квартал его коллеги связываются с тысячами предприятий по всему Китаю. Они берут интервью у высокопоставленных руководителей, чтобы узнать про реальное состояние китайской экономики.

Почему китайский данные ненадёжны?

Даже если вы знаете официальные данные, они на самом деле не раскроют вам всей правды. Цифры ВВП и инфляции не помогут прояснить, что происходит в стране на местах.

Деятельность на побережье очень отличается от ситуации в центральной части страны и некоторых периферийных регионах. Китай — это на самом деле «куча мала» из разных регионов и различных секторов. Некоторые источники на местах могут рассказать вам больше, чем все официальные данные вместе взятые.

Официальная статистика имеет глубокие методологические проблемы. Ключевым здесь является то, что цифры ВВП не отражают состояние всей экономики. Так что, если вы хотите увидеть тонкости, то посмотрите на кредитные условия в стране: сколько стоит доступ к капиталу, и другие подобные вещи.

Китайские цифры очень часто подыгрывают политике. Такая ситуация длится уже давно, так что не стоит каждый раз ошибаться на этот счёт.

На какие вещи надо обратить внимание?

Мы видим некоторые секторы, которые улучшаются с течением времени, но в целом явно прослеживается тенденция снижения. Мы отслеживаем рост доходов; мы отслеживаем объёмы, результаты, продажи. Мы отслеживаем дебиторские и кредиторские задолженности фирм. Кредитные данные говорят о многом.

Мы отслеживаем процентные ставки, выплачиваемые как через банки, так и через небанковские учреждения. У нас есть данные по процентным ставкам теневых банков Китая в реальном времени.

Что говорят данные теневых банков?

Мы отметили в 2013 году, что многие фирмы хотели получитькредиты. Однако деньги были доступны только в теневом банковском секторе. В 2014 году, особенно в последние два квартала, спрос на кредиты на самом деле упал. Капитальные затраты и капиталовложения резко падают, поэтому, в отличие от 2013 года, когда фирмы действительно хотели брать кредиты, но не могли получить их, в 2014 году власти предлагали всё больше кредитов, но пока фирмы не спешат их брать.

Они стали меньше заимствовать и меньше тратить. Замедление в 2013 году было на самом деле очень неравномерным. Очень важно понимать, что это не одна длинная траектория, но то, к чему движется китайская экономика, на самом деле не меняется.

Если рост замедляется, то будет ли стимулирование?

Общественное потребление не поднимет ВВП. Здесь нужны политические рычаги. Китайцы не собираются стимулировать экономику, но центральный банк будет её стимулировать, чтобы сохранить рынок труда в хорошей форме. Власти хотят избежать социальных проблем, поэтому учитывают занятость и инфляцию.

Экономика замедляется, кредитные рынки находятся в беспорядке, но на удивление, по нашим данным, рынок труда остаётся устойчивыми. Пока рынок труда держится, значит там не будут вводится стимулы.

Мы даже отмечаем небольшой рост заработной платы. Статистика рынка труда весь год была неплохой, поэтому китайские власти не очень беспокоятся о состоянии рынка труда.

Какие ещё есть риски?

Я думаю, что самая большая проблема в том, что никто не знает реальной ситуации с долгом. Есть проблемы с возвратом кредитов, но мы не знаем, насколько большие долги в стране. Это государственная тайна номер один. Там были компании по управлению активами, которые покупали у банков проблемныекредиты по 100 центов за доллар, а затем они исчезли. Власти постоянно проводят рекапитализации, и вы никогда не знаете, какой уровень задолженности в стране.

Всё было в порядке, пока рынки не беспокоились об этом, и люди действительно не имели представления о том, что происходит. Теперь многие стали задумываться, как огромные долги могут повлиять на прямые иностранные инвестиции, на стоимость облигаций и другие вещи. Таким образом возникает вопрос доверия, который может усугубить ситуацию в экономике.

И это одна из причин не воспринимать показатель ВВП так серьёзно. На самом деле нужно беспокоиться о том, что власти не в состоянии управлять своим долгом.

Перебалансировка в сторону потребления?

На самом деле это несколько разные вещи. Под перебалансировкой часто понимают переход от инвестиций к потреблению. Но нужны также и отраслевые перебалансировки. Надо отойти от низкорентабельного производства и двигаться в сторону высокотехнологичных маржинальных отраслей, таких как услуги.

Однако ещё несколько кварталов назад мы не видели отраслевого перебалансирования. С тех пор поступающие данные были весьма сомнительны. Например, есть географические изменения баланса, на побережье эти данные выше. Однако это длится последние два с половиной года.

Возвращаясь к балансировке инвестиций и потребления, отметим, что тут надо всё взвешивать. Люди могут теоретизировать, но надо знать тонкости.

Мы учитываем разные факторы, такие как капитальные затраты, ожидания капиталовложений, сторонние потребители, розница. Мы видим, что за последние два квартала произошло значительное падение капиталовложений. Так фирмы реагируют на замедление темпов экономики. Они также уменьшают расходы и заимствования.

Реальность такова: в то время, как инвестиции падают, розница не компенсирует это падение. Нет ничего, что заменит падение инвестиций, зато власти Китая как-то получают хороший ВВП. Однако им нечем заменить стимулирование, которое давали инвестиции. Таким образом, мы будем видеть замедление китайской экономики в течении длительного времени.

Китайская экономика замедляется, поэтому инвесторам, политикам и компаниям, инвестирующим в Китай и имеющим отношение к Китаю, необходимо понимать: вы видите сейчас совсем другой Китай, и в будущем вы поймёте это. Вам лучше быть готовым к этому.

Леланд Миллер является президентом исследовательского центра China Beige Book. Ранее он работал адвокатом в Азии и помогал делать обзор китайского банковского сектора.

Источник: epochtimes.ru


Читайте также:

Добавить комментарий