Кто создаст новую журналистику Северного Кавказа в отсутствие конкуренции и профессионалов?

Основная программа II форума СМИ Северного Кавказа стартует в Пятигорске сегодня, 4 декабря. В преддверии мероприятия корреспонденты КАВПОЛИТа поговорили с коллегами из других изданий о будущем журналистики северокавказского региона.

II форум СМИ Северного Кавказа начал свою работу 3 декабря. Это мероприятие собрало на одной площадке более 350 журналистов, которые освещают проблемы Кавказа. Его участники встретятся с местными журналистами, презентуют свои проекты, проведут «круглые столы» и мастер-классы.

Форум будет работать на двух площадках – в Пятигорске и на базе курорта «Архыз» в КЧР, где накануне журналисты уже собирались за «круглым столом», чтобы обсудить, как освещается ситуация на Северном Кавказе в российских СМИ.

Сегодня, 4 декабря, в Пятигорске стартует основная программа форума. В связи с этим корреспонденты КАВПОЛИТа решили поговорить с коллегами из других СМИ о том, какое будущее ждет журналистику СКФО, кто будет ее создавать и что мешает ей развиваться сегодня.

Рустам Лахов, руководитель сетевого издания «РИА Карачаево-Черкесия»:

— Мне кажется, что одна из основных проблем нашего региона – отсутствие конкуренции. Будь это печатные или онлайн-СМИ, государственные или нет, все они работают по сложившейся схеме, которая зачастую не соответствует современным технологиям.

Даже если появляются люди, которые готовы предложить что-то новое, у них не получается изменить все. Я сужу на примере нашего издания. Многие темы, о которых мы пишем сегодня, будут освещены в газетах только спустя неделю.

Если бы нас было больше, работа стала бы качественнее, появилась бы конкуренция, мы стали бы гоняться за своей информацией.

Есть проблемы и в том, чтобы найти хорошие кадры на старте, но, к счастью, все наши журналисты учатся достаточно быстро.

Кавказская журналистика по-своему уникальна в плане подачи информационных материалов, касающихся национальных, культурных обычаев. А в остальном никакой разницы нет. Мы сравниваем себя с федеральными изданиями, понимаем, что все не сильно отличается. А если уж это сетевое СМИ, то принцип подачи и вовсе один — обратная пирамида.

Говорить, что свободной журналистики на Кавказе не осталось, в корне неверно. Есть разные издания, разные ведомства, которые занимаются разными материалами и подача у них разная – одни очерняют, другие обеляют, третьи пытаются какую-то свою модель подачи информации найти. И говорить, что самостоятельных, независимых журналистов нет, я не склонен.

В любом случае, каждое издание откуда-то финансируется, каждый откуда-то ест. Но это не значит, что издания гнут какую-то одну линию. Обычно все сводится к тому, что СМИ не очерняют компанию или человека, который их финансирует. Нельзя сказать, что это несвободная журналистика.

Али Темирханов, директор информационного агентства «Грозный-информ»:

— Проблема северокавказской журналистики заключается прежде всего в том, что здесь существует дефицит профессиональных кадров. В Чеченской Республике, к сожалению, эта проблема все еще актуальна.

Хотя мы стараемся сделать все, чтобы это проблема решалась. Организуем всевозможные стажировки для молодых журналистов в различных СМИ федерального масштаба. И даже зачастую отправляем своих сотрудников на стажировки в международные издания для того, чтобы повысить их профессиональный уровень.

Есть и другие трудности, с которыми приходится сталкиваться в чеченской журналистике, но есть и позитивные тренды.

В прошлом году мы проводили первый форум СМИ СКФО, и он стал уникальной площадкой для представителей самых разных изданий. Все они могли здесь общаться, взаимодействовать и обсуждать важные для сегодняшней журналистики вопросы.

До проведения этого форума на Северном Кавказе не было никаких таких тенденций к налаживанию связей между средствами массовой информации и между журналистскими сообществами субъектов СКФО.

Только после форума была учреждена ассоциация СМИ СКФО, члены которой собираются раз в несколько месяцев, чтобы обсудить злободневные, насущные проблемы региональной журналистики.

В рамках этого же форума был учрежден конкурс «МедиаКавказ», который позволяет находить способных креативных журналистов из самых разных средств массовой информации. Так что, я надеюсь, проблемы будут постепенно решаться.

Ахмед Чилилов, учредитель еженедельника «Новое дело»:

— Самая большая проблема в том, что сколько бы журналисты ни писали о ситуации на Кавказе – это не читается. К журналистам не прислушиваются, большая часть населения не реагирует на важные вопросы и материалы.

Можно много писать о нечистых на руку министрах, можно назвать каждого по фамилии и рассказать — как, когда и что он украл. Но этим министрам все равно ничего не будет. Такой министр или чиновник может потом — после всего, что о нем напишут, — и на более высокую должность перейти.

В нормальном обществе, если появляется информация, которая порочит кого-то, этот кто-то подаст в суд на газету, чтобы оправдаться, чтобы доказать свою невиновность. Но на Северном Кавказе почти нет такой практики. Зачем оправдываться, если все равно тебе ничего не будет.

Это абсолютное хамство и наглость. И это все от безнаказанности. И это доминирует, к сожалению.

Что касается пропаганды, то она всегда была. От нее никуда не деться, но я не могу сказать, что она усилилась в последнее время.

Северокавказские СМИ отличаются в первую очередь интернационализмом. Это заметно невооруженным взглядом. Такого шовинизма и национализма, какой есть в федеральных СМИ, в кавказских нет. Им, наоборот, все время приходится защищаться от националистических настроений.

Мне кажется, когда мы говорим об улучшении, важно затронуть тему печатных СМИ. Журналистика уже давно начала уходить в интернет, количество газет сокращается. И многие люди, которые еще не научились получать информацию о событиях в интернете, теряют ее.

И, конечно, важно чтобы было финансирование, чтобы открывалось больше изданий. Деньги в улучшении качества журналистики играют не последнюю роль.

Олег Гусейнов, журналист издания «Газета Юга»:

— Не могу говорить о журналистике на всем Северном Кавказе, но, что касается нашего региона, тут сложность состоит в почти полном отсутствии медиарынка.

У нас, кроме нашей газеты, других практически и нет. Я сейчас не беру во внимание муниципальные издания и рекламные СМИ. Можно сказать, что нам даже проще работать, потому что нет конкуренции, но от конкуренции зависит качество информации.

Кроме того, журналистам непросто работать, потому что они лично знакомы почти с каждым чиновником в регионе, даже высокопоставленным. Тяжело быть до конца объективным в такой ситуации. Но писать правду все равно надо. Поэтому мы пытаемся не высказывать свою позицию, а давать разные мнения экспертов, освещать проблемы с разных сторон.

Мне трудно судить. Но иногда мне кажется, что у нас вся страна куда-то в одном направлении повернулась, в том числе и журналисты. Я имею ввиду не всех, но многих. Хотя Северный Кавказ, может быть, в этом смысле отличается от остальной страны.

Пропаганда есть, и от нее не уйти. Журналисты в государственных изданиях должны писать то, о чем их просят. Но и пропаганда бывает разной. В любом случае, журналист не должен врать. Самая хорошая пропаганда – это объективная информация, которая сочетается с ярким отношением автора к тому, о чем он пишет. А когда все сознательно перевирается…Тогда хоть пропагандой ее назови, хоть как, это все равно будет непрофессионально и аморально.

Я думаю, что кавказская журналистика будет развиваться, и есть молодые журналисты, которые могли бы поспособствовать этому. Но многое зависит от руководства регионов.

Источник: kavpolit.com


Читайте также:

Добавить комментарий