Президент США Обама и министр обороны США Хейгел пришли к взаимному согласию в отношении того, что пришло время для смены главы Пентагона. Заявление об отставке Хейгел подал сам, решив, что для него самое подходящее время уйти со своего поста. Этой версии верят далеко не все. К примеру, газета The New York Times, ссылаясь на высокопоставленных должностных лиц администрации, писала, что Хейгел подал в отставку под давлением – в связи с несколькими кризисами в американской внешней политике, один из которых вызван борьбой с «Исламским государством» в Сирии и Ираке. 

Многие американские политики считают, что отставка Хейгела указывает на начало кадровой перетряски в Белом доме. Хейгел – уже второй член кабинета, подавший в отставку в последние месяцы. В сентябре о решении уйти со своего поста объявил министр юстиции Эрик Холдер, который, как и Хейгел, пока остается в должности до утверждения кандидатуры преемника. Имена номинантов на эти государственные посты президент Обама объявлять не спешит. Ведь Хейгел и сам признавал, что не видит себя в роли нужного Обаме «воинственно настроенного советника», поскольку его приглашали в Пентагон «заканчивать войны» и снижать нагрузку на вооруженные силы страны. В этом Хейгел, похоже, не лукавит.

В администрации Обамы Хейгел, бывший сенатор-республиканец от штата Небраска, был единственным представителем республиканской партии. Как ветеран войны во Вьетнаме, он пользовался уважением и среди военных. Министром обороны Хейгел стал в феврале 2013 года по настоянию Обамы и при серьезном сопротивлении со стороны конгресса. Сенаторов тогда не устраивало, что прежде Хейгел выступал за налаживание контактов с Тегераном, против ужесточения антииранских санкций, а когда-то отказался подписать письмо с предложением включить «Хезболлу» в список террористических организаций. Войну в Ираке Хейгел называл в числе пяти крупнейших промахов в истории США, а внешнюю политику президента Джорджа Буша – «безрассудной».

Он высказывался также в пользу переговоров Израиля с ХАМАС и допускал публичные замечания о всевластии еврейского лобби в Вашингтоне. «Израильский народ должен быть свободным, чтобы жить в мире и безопасности. Но и палестинский народ должен иметь такое же право жить в мире в Палестине с Восточным Иерусалимом в качестве его столицы и с той же надеждой на благополучное будущее», — писал Чак Хейгел в 2008 году. Процедура его утверждения в должности на пост министра обороны затянулась на четыре месяца, многие сенаторы-республиканцы и руководители влиятельных еврейских организаций выступали против утверждения Хейгела. Аналитики предупреждали о возможности конфликта второй администрации Обамы и израильского правительства, прогнозируя неизбежное столкновение Хейгела и Нетаньяху.

Тем не менее, несмотря на противодействие, Обама сумел добиться согласия конгресса. Хейгел стал министром обороны. Характерно, что, рекомендуя Хейгела на этот пост, президент Обама подчеркнул: «Чак понимает, что война — это не абстракция». Да и совсем недавно президент США признал, что ему очень повезло с таким министром обороны, который имеет прекрасные отношения с армией. Что изменилось?

Отставке Хейгела предшествовала серия встреч между президентом и главой Пентагона, на которых обсуждались военные планы США на ближайшие два года. По словам Обамы, Хейгел объявил ему о своем решении уйти в отставку именно тогда. Бывший представитель США в ООН Джон Болтон отмечает, что к этой отставке можно было подготовиться лучше. По его словам, столь неожиданное объявление о ней – знак, не предвещающий ничего хорошего. «Я думаю, что когда происходят такого рода перестановки, это сигнализирует о том, что впереди новые проблемы», – говорит Джон Болтон. Имеется в виду не смягчение, а, скорее, наоборот – ужесточение внешнеполитического курса США.

Лидер республиканского большинства в палате представителей Джон Бонер считает, что отставка Чака Хейгела должна сопровождаться «новым взглядом на американскую оборонную политику». По мнению Бонера, кадровые перемены должны быть частью переосмысления военной стратегии США, чтобы Америка могла противостоять зарубежным угрозам. 

Да, у Хейгела были разногласия с другими представителями администрации по поводу украинского кризиса и конфликта в Сирии, он критиковал своих коллег за ведение непродуманной внешней политики в Ираке и Афганистане, но об отставке речь не шла. А теперь Обама решил принести своего министра обороны в жертву тем, кто не доволен им в сенате. Там его отставка назревала еще с весны, когда сенаторы возложили на Хейгела вину за то, что США проспали действия России в Крыму. 

Хейгел выступил против поставок боевой техники и вооружений на Украину. Он возражал даже против отправки на Украину бывших в употреблении бронированных «Хаммеров». Хейгел резонно полагает, что американские поставки могут вызвать симметричные ответные действия со стороны России. Бомбардировки позиций «Исламского государства» (ИГ) он тоже не одобрил, опасаясь, что «все это в итоге может выйти боком для США» (намек на трагедию 2001 года в Нью-Йорке). Кроме того, как министр, отвечающий за предложения по формированию военного бюджета, Хейгел не считал оправданными огромные расходы на борьбу с ИГ, которая может стоить Вашингтону от 2,4 млрд. до 3,8 млрд. в год. По всем признакам разочарование Хейгела внешней политикой действующей администрации накапливалось. 

Состоявшиеся в США 4 ноября промежуточные выборы закончились победой республиканцев, которые впервые с 2006 года стали контролировать конгресс целиком. Заявление Обамы о том, что он считает это не поражением, а стандартной демократической процедурой, не в силах ослабить разочарование Америки в своем президенте, деятельность которого отрицательно оценивают более половины американцев. Сенатор-республиканец от штата Техас Тед Круз с пафосом провозгласил: «Американский народ восстал». Вряд ли это так, но то, что голосование на промежуточных выборах 4 ноября явилось своего рода референдумом, на котором курс Обамы одобрения не получил, сомнений не вызывает. Чак Хейгел превратился в одного из тех, кто больше не доверяет Бараку Обаме, а отставка министра обороны стала поражением Обамы в отношениях с конгрессом.

Сегодня команда Обамы сталкивается с серьезным сопротивлением и внутри демократической партии. Сенатор-демократ от штата Западная Вирджиния Джо Манчин говорит: «Мы фактически должны бороться против собственного правительства, против нашей собственной администрации и нашего президента». В демократической партии поражение демократов на выборах в конгресс назвали «личным поражением Обамы». 

Советники Хиллари Клинтон посоветовали ей максимально дистанцироваться от действующего президента. Это значит, что после отставки Хейгела могут последовать и другие отставки, а число сторонников Обамы в правительственных кругах рискует сократиться до неприлично низкого уровня.

Николай Бобкин

Источник: fondsk.ru


Читайте также:

Добавить комментарий